Распределение обязанностей в походе

В независимости от размера компании и длительности похода, каждый его участник должен нести свою долю ответственности за успешное осуществление маршрута.


Как создается коллектив

Обязанности в походе распределяются на стадии его планирования, обязательно учитываются пожелания и особенности каждого участника. В традиционных туристических группах к самым необходимым должностям относятся:

  • Руководитель (или координатор) – выбирает место и график проведения похода, формирует команду, распределяет должности и согласовывает все решения с остальными. Ответственен за финансовое планирование;
  • Командир – не путать с руководителем, который принимает решения в теории. Это практик, который будет поддерживать командный дух и дисциплину на всех стадиях похода. Командир способен в любой момент подсказать, что можно делать в походе, а что недопустимо;
  • Штурман (или топограф) – заранее изучает территорию по картам и справочникам, прокладывает нить маршрута и сроки прохождения расстояний. Ответственен за хранение карт, а также соблюдение намеченного плана, изменение его хода во время похода. Может выполнять роль краеведа: знакомить команду с местными достопримечательностями, узнавать необходимые данные у местных жителей, проводить краеведческие исследования;
  • Завпит – несет ответственность за обеспечение ежедневного меню для группы. Составляет наиболее рациональный перечень продуктов для каждого участника, ведет учет по мере их трат, а также контролирует пригодность пищи к потребление;
  • Завхоз – ответственный за подбор, обеспечение и сохранность снаряжения. В случае поломки, способен организовать ремонт;
  • Врач – не обязательно человек с медицинским образованием, будет достаточно знаний об оказании первой помощи и элементарных правилах санитарии в природных условиях. Собирает и хранит аптечку;
  • Фотограф – ведет фотоучет всех событий команды, хранит аппаратуру в специальных чехлах.

«Формы правления» в походной группе

Существует вариант абсолютной децентрализации, когда каждый участник несет ответственность только за себя самого, а в назначении должностей нет необходимости. Такая организация применяется в коммерческих походах, когда в одну группу входят незнакомые друг с другом люди. Готовка пищи происходит индивидуально, снаряжение подбирается и несется каждым по отдельности. Руководитель нужен лишь для того, что бы указывать маршрут. Способ хорош лишь для опытных путешественников, которые четко знают о том, что нужно делать в походе.

В коммерческом походе роль руководителя является ключевой, он ответственен за все организаторские вопросы: составление команды, маршрута и походного графика, ответственность за средства передвижения и оснащение. Для создания атмосферы настоящего похода, участники могут распределить между собой традиционные должности. Но, как правило, каждый несет одинаковую долю ответственности за поддержание чистоты и сохранность инвентаря. График дежурств устанавливает руководитель.

В коммерческом туре туристу не придется хлебать кашу и жевать сухари. Приготовлением пищи занимается опытный повар, обеспечивается разнообразное меню на каждый день. Во время планирования похода учитываются индивидуальные особенности каждого участника (вегетарианство, непереносимость продуктов).

Деление по палаткам в традиционном походе – более командный вариант, когда объединяются от трех до шести человек (в зависимости от количества жильцов в палатке). Каждый мини-коллектив имеет свой примус, запас еды и т.д. Дежурному по палатке придется смириться с мытьем не только своей посуды, но и всех соседей. Это же относится и к уборке. Во избежание недоразумений в питании, лучше заранее разделить всю провизию на разовые порции и хранить в отдельных пакетах.

Если команда не уверенна, что сможет заранее согласовать между собой весь список продуктов и рассчитать размер каждого комплекта, можно применить систему поочередных дежурств. Особенно это удобно, если в поход отправляются несколько компаний. Каждый день одна определенная компания отвечает за приготовление пищи для всей команды из своих запасов, за дежурство и сохранность снаряжения.

Возможен комбинированный вариант разделения провизии, когда основное блюдо (каша, суп) готовится дежурными для всей группы, а дополнением (консервы, сладкое) каждый обеспечивает себя сам. В таком случае не возникнет разногласий по поводу пищевых пристрастий, но члены команды должны строго просчитать свои потребности.

Дежурство в походе

Каждый участник выполняет не только основные обязанности в походе (а может даже и несколько), но и временные поручения во время своего дежурства, график которого составляется до начала похода. В течение всего дня дежурный несет ответственность за:

  • Контроль соблюдения режима дня в группе: приемы пищи, подъем/отбой;
  • Приготовление еды, выдача пайков;
  • Мытье посуды, уборка территории вокруг лагеря;
  • Разведение и поддерживание костра;
  • Заготовка воды и топлива.

Полезный совет относительно посуды: мыть её лучше одному человеку за один раз, это существенно экономит воду. Нельзя носить все миски-ложки в одном рюкзаке или лодке, нужно разделить их на две-три части и централизовано собирать после каждого приема пищи.

В заключение стоит сказать, что, в связи с различными обстоятельствами, схема распределения должностей может меняться во время прохождения маршрута. Поэтому каждый участник обязан иметь необходимую информацию о том, что нужно делать в походе, для того, что бы принимать активное участие в любых аспектах походной жизни.

Пешеходные туры в горы