Маршрут 30: через горы к морю. Легкий рюкзак

30 маршрут через горы к морю с легким рюкзаком! Стоянки в просторных палатках с мягкими матрасами! Описание 30 маршрута в Адыгее.

История создания 30 маршрута

История 30 всесоюзного маршрута начинается ещё задолго до того, как по нему прошли первые пионеры с рюкзаками, гитарами и брезентовыми палатками. Первыми маршрут через горы к морю опробовали торговые караваны Поднебесной, которые перевозили драгоценные шелка, железо и камни. Этот путь торговыми караванами был выбран так как он был самым коротким и безопасным. Таковым является и нынешний маршрут 30 (или знаменитая «Тридцатка»).

Всесоюзный туристский маршрут 30 начинает свою историю в 30-е годы 20-го века. С 1936 года постоянное посещение маршрута 30 через горы к морю становится плановым. Пиком посещаемости были 80-е годы.

Лагонаки

Сегодня всё больше и больше людей хотят посетить знаменитый тридцатый маршрут, увидеть очаровательную природу, соприкоснуться с историей, почувствовать себя настоящим туристом и искателем приключений.

Привлекательным для туристов 30 всесоюзный маршрут стал по многим причинам. И вот несколько из них:
это самые доступные в европейской части России горы, высотой почти в 3000 м;
мягкий климат на всем протяжении 30 маршрута по Адыгее;
разнообразие флоры, в том числе большое количество эндемичных растений (растения, распространение которых ограничено определенной географической территорией);
на протяжении похода через горы к морю чередуются несколько климатических зон: субальпийский, альпийский, тропики, субтропики;
и, конечно же, красота гор, скал, ущелий, лугов и рек.

Расписание маршрута 30 по дням

День 1. Заезд. Ущелье Мешоко.

Заезд туристов. Завтрак. Выход в ущелье р. Мешоко. Прогулка на легке с посещением водопадов, гротов, пещер и панорамных точек. Еще до начала маршрута 30 через горы к морю, туристы смогут насладиться красотами Кавказских гор.

Вечером возвращение на базу. Ужин, затем сбор, знакомство всей группы. Песни под гитару у костра, развлекательная программа.

День 2. Ущелье и водопады реки Руфабго.

Завтрак, затем прогулка в ущелье реки Руфабго. В этот день мы посетим сквозную пещеру "Кошачий глаз", семь водопадов реки Руфабго, а так же смотровые площадки, откуда будут видны многие красоты этих мест. Вечером подготовка вещей к походу «Тридцатке», дополнительный инструктаж.

День 3. Горная часть 30 маршрута. Плато Лаго-Наки - приют Фишт.

В это утро нас ожидает более ранний подъём. Завтрак. Переезд на микроавтобусе к началу тридцатого маршрута. Отправной точкой маршрута 30 будет плато Лаго-Наки, расположенное на высоте около 1800 м. Невероятный обзор, карстовые воронки (провалы в поверхности земли, связанные с вымыванием и разрушением породы), бескрайние луга цветущих растений. Здесь на пути через горы к морю нам встретятся гора Абадзешь и гора Оштен.

При подъеме на Гузерипельский перевал, понимаешь, что дальше будет еще интереснее, так как впереди путников ждет гора Фишт (самая высокая точка 30 маршрута). Конечной точкой третьего дня будет приют Фишт.

День 4. Приют Фишт. Днёвка, прогулка на легке к Фиштенскому леднику.

Фишт переводится как «Белая голова». На вершине горы расположен огромный ледник, который на фоне серых скал виден на протяжении почти всего 30 всесоюзного маршрута. Подножие горы Фишт находится на высоте примерно 1 850 м, а высота её 2 865 м. Километровый промежуток заполнен огромной каменной крепостью, которая величаво выделяется на фоне соседних, более мелких, горных хребтов. Разнообразные ручейки, стекая со скал, искрятся и играют на солнце, напоминая россыпи драгоценных камней. Завершит четвертый день 30 маршрута по Адыгее выход на Малый Фиштенский ледник.

*Каждую вторую неделю месяца вместо прогулки на малый ледник, будет совершаться восхождение на вершину горы Фишт.

Приют «Фишт» — одно из самых привлекательных и популярных мест маршрута 30. Покидая приют по тропе, уходящей круто вверх, туристы ещё долго могут созерцать этот райский уголок.

День 5. Приют Фишт - Бабук-Аул.

Далее, по тропам знаменитой «Тридцатки», нам предстоит преодолеть ещё два перевала — это Белореченский и Черкесский. Перевалы почти сплошь покрыты буковыми лесами, исключение составляют лишь одиноко растущие хвойные деревья. Через несколько километров туристов ждет крутой спуск, который в народе прославился названием «Весёлый спуск». Спустившись, переправляемся через реку Шахе и приходим к приюту «Бабук-Аул». Это излюбленное место стоянки участников 30 маршрута по Адыгее.

«Бабук-Аул» находится в субтропической части похода через горы к морю, поэтому растительность здесь совсем иная, нежели в горах. Приют утопает в густых зарослях папоротника, самшита, каштана.

День 6. Бабук аул - Солох аул.

Всё ближе к финальной точке тридцатого маршрута! По дороге, проходящей сквозь заросли самшита, каштановые деревья и папоротник, мы отправляемся в населенный пункт под названием Солох аул. Путь через горы к морю пролегает через горную реку Шахе, множество водопадов, падающих со скал и нависающих над дорогой. Обязательный пункт похода «Тридцатки» - посещение родины Краснодарского чая! Пеший маршрут 30 через горы к морю заканчивается в Солох ауле.

Для того, что бы оценить по достоинству все сокровища маршрута через горы к морю, достаточно увидеть их хоть раз. Знаменитый всесоюзный туристский маршрут ждет вас!

В этот день ночевка в домиках, питание в столовой. Есть душ! Вечером - праздничный ужин, подведение итогов похода «Тридцатки», вручение памятных подарков!

День 7. Солох аул - Черноморское побережье, пос. Дагомыс.

Завтрак в 9 00. В 10 00 - отъезд из Солох аула на побережье (пос. Дагомыс) организованным трансфером.

Желающим отдохнуть на Черноморском побережье мы поможем с размещением в гостевом доме "Дружба".

В заключение стоит сказать, что большинство туристов, преодолев весь маршрут 30, уже никогда не расстаются с мечтой еще раз пройти путь через горы к морю. Видимо, человек, как дитя природы, быстро находит в ней покой, уединение и гармонию, с которыми так не хочется расставаться. 30 всесоюзный маршрут — история и современность Адыгеи.

#10 Марина 24.08.2016 06:27
ходила по 30 маршруту в августе 1982 г, это был первый поход в горы и сразу такой с красотами, природой просто захватывало дух. После этого не раз возвращаюсь мысленно и вновь мечтаю пройти этим маршрутом, да й Бог получится с мужем там побывать еще.
#9 Андрей 21.08.2016 10:22
Сегодня приехал с тридцатки!
Хочу выразить громаднейшую благодарность инструкторам Артему, Ивану и Виталию.
Прекрасные люди и большие профессионалы своего дела.
Было и трудно и весело. Мы все очень сдружились и расставались со слезами на глазах. И ты понимаешь что теперь без гор и походов жить больше не сможешь.
Всем рекомендую испытать эти незабываемые эмоции!
#8 Александр 22.05.2016 18:40
Огромное спасибо Артему, Ивану за организацию похода. Красота неописуемая, чувствуешь что живешь. Погода была шикарная и все нам очень понравилось. Надеюсь это был не последний раз.
#7 Гуля 15.04.2016 19:29
Я тоже была в походе на 30-м в июне 1986 года. Это непередаваемые впечатления. К тому же там я встретила своего будущего мужа. Спасибо 30-му маршруту, в этом году 30 лет нашему знакомству и 29 лет как мы женаты!
#6 Светлана 18.06.2015 00:46
А я ходила по 30 в 1986 году.В нашей группе было 70 человек.Первый день был адом-тяжеленный рюкзак,мозоли.А потом просто здорово.К рюкзаку привыкли.Находи ли горный хрусталь с ракушкой внутри,видели горных козлов,начало реки Белая.Тогда у костра наши руководители развлекали нас популярными рассказами про чёрного альпиниста.Нам, девчонкам,было жутко.Поход помню по сей день-самые радужные впеатления.
#5 Зоя Георгиевна 02.04.2015 07:48
А я была на этом маршруте 39 лет назад. В августе 1976 года. Это был мой первый поход и первый значок "Турист СССР"Мне было очень тяжело в горах. Но... странное дело! Как только вышли к морю, опять в горы потянуло.Не знаю, чем объяснить.Маршр ут тогда был несколько иным.Продолжалс я 21 день. Из них 7 на море в Дагомысе. Поход подарил мне настоящих друзей. С Людочкой Соколовой из Баку дружим по сей день. И помним нашу Тридцатку!!!
#4 Полина Костылева 20.07.2014 21:33
Не так давно, в конце июня, мы с ребятами отправились в поход. К этому путешествию все готовились заранее, как физически, так и морально, а день отлета в Краснодар с нетерпением ждали еще с весны. Из аэропорта нас отвезли в поселок Каменномостский (Майкопский район Адыгеи), где с горячим обедом нас уже ждали два приветливых инструктора - Артем и Виктор.

Так как добрались мы немного раньше положенного, первые 2-3 дня послужили нам разминкой. За это время мы увидели огромное количество неописуемо красивых мест: Хаджоская Теснина, Казачий камень, Лаго-Наки, десятки водопадов, в некоторых из которых нам удалось искупаться, о чем я лично даже и не мечтала! Также очень понравился рафтинг, впечатления просто незабываемые!
Затем мы отправились на сам маршрут, где нам предстояло пройти более 70-ти км с тяжеленными рюкзаками по 12-15 кг. Лично для меня, первые 3-5 км выдались самыми сложными, идти было то холодно, то жарко, то хотелось пить, то есть, то просто бросить все и расплакаться, и это с учетом того, что мы шли по ровной, чистой дороге. После небольшого привала-обеда идти стало легче, мы включили музыку, пели, разговаривали, рюкзак уже не так сильно утруждал. Из-за огромного количества спусков и подъемов многие очень устали, и мы приняли решение остановиться на ночь чуть не доходя до назначенного пункта - приюта Фишта.

Все остальные дни прошли замечательно, вес рюкзака уже не чувствовался, да и привалов мы делали гораздо меньше. За все это время я испытала столько эмоций, сколько не испытывала, наверное, за всю свою жизнь! Петь под гитару у костра, когда небо усыпано миллиардами звезд, варить еду в котелке, пить из ручья, спать в палатках с любимыми друзьями, рассказывать страшные истории и смеяться по поводу и без - это ли не счастье? Этот поход нас всех сильно сблизил и объединил, появились новые шутки и миллион воспоминаний. Отдельное большущее спасибо хочется сказать нашему инструктору Артему - это замечательный, всегда позитивно настроенный человек, который стал другом каждому из нас. Мы с ребятами благодарим Вас за бесконечную поддержку, помощь и настрой!
Все это было незабываемо, желаю каждому испытать нечто подобное!
P. S. один совет - не жалейте солнцезащитного крема, не пожалеете!:)
#3 Анастасия 20.07.2014 19:39
В конце июня мы с друзьями отправились в поход по 30 маршруту. В отличие от всех ребят, мне было абсолютно комфортно первые 7-8 км, пока мы шли по прямой слегка холмистой дороге (плато Лаго-Наки). Позже, после первого большого перевала на обед, мы стали подниматься в горку по каменистой тропинке, тогда то я и почувствовала, как мои руки начали неметь, а в спине появилась жуткая боль от рюкзака в 12 килограмм. Так мы шли почти 3 часа.Но вскоре я уже не обращала внимание на все тяжести и шла вперед за ребятами, наслаждаясь неописуемой красотой, окружающих меня гор. Это не передать словами! И так мы шли 4 дня, открывая для себя каждый раз что-то новое, что-то поистине захватывающее и увлекательное. Песни под гитару у костра, каша в котелке и крепкий сон в спальных мешках в обнимку с любимыми друзьями, вот, что должен ощутить каждый турист.
Ну и, конечно,наш самый замечательный инструктор Артем, который не давал нам унывать, всегда веселил и подбадривал. Спасибо огромное!
#2 Руслан 11.07.2014 08:44
Замечательный поход! В первый день было тяжело, но потом все привыкли и даже не замечали тяжести рюкзаков. Ночевки в палатках, в балаганах среди красивейших гор. Это незабываемое приключение, которое я хочу пережить вновь.
#1 Таня Колпакова 11.07.2014 08:41
Недавно сходила с одноклассниками в поход. Ооочень круто, мы все в восторге. Вначале было тяжело, но потом все втянулись и идти такие расстояния стало в удовольствие. Уже начиная со второго дня, рюкзак стал как спина, и почти ничего не весил.
Нам очень повезло с инструктором (Артемом), мы быстро подружились. Он интересно и незанудно рассказывает о горах.
Спасибо ему! :-) ;-)

График заездов

График заездов на 2016 год

Дни заезда в воскресенье и понедельник